Изучаем творчество Виталия Александровича Закруткина
Произведения для чтения | Краткое содержание. Читать онлайн | Анализируем произведение | Герои произведения на экране, аудиокниги | Творческое задание |
5-6 класс | ||||
Рассказ«Подсолнух» | Старый чабан обнаруживает в телогрейке погибшего сына семечко подсолнуха. Он кладет его в землю, на которой никогда ничего не росло. Пожилой чабан Фока не верил, что на выжженой солнцем земле может вырасти подсолнух. А молодой чабан Донька уверен был, что вот-вот появиться росток, и вместе с поварихой Улей бережно охраняли и поливали лунку. Подсолнух вырос. Вся округа ходила любоваться на цветок, даже неверующий Фока трогал растение и бормотал о свершившемся чуде. Однажды в степи появился молодой парень, сорвал несозревший подсолнух и ушел своей дорогой. | Вы прочли рассказ В.Закруткина «Подсолнух». – Какой эпизод запомнился больше всего из рассказа, почему? – С чего начинается рассказ? – С какой целью используется автором пейзаж? – Чем является пейзаж в композиционном отношении (плане)? – Как вы думаете, почему главного героя все звали Отцом? – Что мы знаем о сыне? – Подумайте, почему воспоминанию о сыне в тексте предшествует образ лебедя? – Как вы считаете, обладает ли Отец этими качествами? Поясните свою мысль. – Как в тексте показано обращение Отца с семечком? Зачитайте. – Расскажите, как Отец ждал прорастания семечки? – Как вы понимаете слова Отца : «Ну что ж, значит, живой – Как рос подсолнух? – А что произошло, когда подсолнух заболел? Дайте оценку этим событиям – Почему пастухи обращаются за помощью сначала к зоотехнику, а затем к агроному? – Давайте в таком же ключе посмотрим на образ Доньки, сопоставим его с героем библийского сюжета «Притчи о блудном сыне». Чтение и анализ эпизода: – Зачитаем абзац , где показаны мысли Доньки, когда он бежит за зоотехником. – Какой момент в рассказе «Подсолнух» является кульминацией? Докажите свое мнение. В литературе 20 века появляется образ праведника, в произведениях Солженицына, еще ранее в творчестве Лескова. – Можем ли мы назвать Отца праведником? Объясните свою точку зрения. -Виталий Закруткин в книге «В родном краю» пишет так: – Можем ли мы определить авторскую позицию смысла жизни ? В чем она заключается? – Чем заканчивается рассказ? | Смотреть | -Сделайте иллюстрацию к произведению. -Составьте викторину для своих одноклассников по произведению |
7-8 класс | ||||
«Кавказские записки»
| "С августа 1942 по февраль 1943 года, когда по всему тысячекилометровому Кавказскому фронту шла битва с гитлеровской армией, мне, как военному корреспонденту довелось побывать на всех основных участках этого гигантского фронта - от Цемесской бухты до калмыцкой степи. Везде, куда бы меня ни приводили в те дни дороги войны, я писал эти записки. Это не военно-исторический труд и не специальное исследование Кавказской битвы. Это - рассказ о том, что я увидел и узнал". От автора. | -Какую задачу ставил перед собой автор в «Кавказских записках»? -К какому жанру можно отнести произведение? -Какой материал использовал автор, работая над «Кавказскими записками»? -Расскажите о военных событиях, связанных с началом повествования. -Кто является героем произведения? -Какие индивидуальные черты подмечает автор в своих героях? -Какое общее чувство объединяет защитников Кавказа? -В чем вы видите мастерство писателя, создающего яркие самобытные характеры защитников Кавказа? -Какую роль играют пейзажные зарисовки? -Как перекликается творчество М.Ю. Лермонтова и В. Закруткина при изображении Кавказских гор? -Проанализируйте, какие изобразительно-выразительные средства использует автор при описании гор, Терека, бурунов, леса, дождя в горах? -Какое впечатление произвело на вас произведение? | Посмотрите документальный фильм «Битва за Ростов–на -Дону» и соотнесите с первой главой «Горькая дорога». Обратите внимание на документализм «Кавказских записок» | Докажите, что важным принципом изображения природы в «Кавказских записках»становится психологический параллелизм, когда природа и человек выступают как самостоятельные, но равновеликие силы. В каких произведениях русской литературы используется этот принцип? Напишите сочинение «Художественное своеобразие «Кавказских записок» В. Закруткина. |
9-11 класс | ||||
"Матерь человеческая" | «Я не могу не рассказать об этой женщине» | -Кто является главным героем повести? или -Кто является главным героем истории, рассказанной повествователем? - Что вы можете рассказать об этой женщине? - Известно ли точное место жительства? -С какой целью автор избегает привязанности к географическим данным? - Известны ли вам из истории подобные факты уничтожения сел? - Как вы считаете, в чем основное предназначение женщины? - Кем для каждого из вас является мать? - Можем ли мы соотнести эти слова с образом Марии? Поясните свое мнение. - Мария становится отпевальщицей и погребальщицей. Она закапывает тела и немецких, и русских солдат. Над "близкими" из них произносит последнее слово или что-то напоминающее народный плач по покойнику. Найдите их в тексте. - Когда материнское чувство Марии становится всеобъемлющим? - Скажите, Мария - это единственный образ матери в повести? - О чем это говорит? - В чем трагичность судеб этих женщин? - Что волнует Марию, когда она думает о матери Славика? - Что спасает немца Брахта от мести убитой горем Марии? - Когда еще в тексте звучит слово "мама"? - Почему Мария просит у Бога себе смерти? - Что ее спасает? - А верит ли Мария в Бога?Подтвердите текстом. -ВО ЧТО ЖЕ ВЕРИТЬ? Вывод. Закруткин "отвечает" всей повестью: В ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ! Автор задает, обращенный, казалось бы, к Богоматери, вопрос: "За что, женщина, люди поклоняются тебе?" Но требует ли он ответа на него? - Как мы назовем такой вопрос? - Скажите, после всех своих размышлений, в конце повести автор возвращается к заданному вопросу? Почему? - Что общего в судьбах Марии и Богоматери? | Художественный фильм
СпектакльРостовского академического театра драмы им.М.Горького, посвященный 110 годовщине со дня рождения В.Закруткина.
| - Вспомните известных вам героев книг, кинофильмов, спектаклей, которые подобно Марии, оказывались под воздействием «жажды мщения». Что их всех сближает? Чем они отличаются? • «Гимн материнству»; • «Есть женщины в русских селеньях…»; • «Восславим женщину – мать».
Написать сочинение-миниатюру «Проект памятника Матери». |
| Читать полностью статью | -Какую проблему поднимает автор в очерке? -Дайте определение жанру «слово». -Почему именно этот жанр выбирает писатель для разговора о человеке и природе? -Как объяснить лексический повтор в названии очерка? -Проанализируйте лексику очерка, сделайте вывод о публицистическом даре писателя. -Оцените убедительность приводимых примеров, эмоциональность размышлений о судьбе донских лесов. -В чем писатель видит причины жестокости людей?
| Советуем прочитать В.Закруткин «Мать сыра земля», «О неувядаемом», «Сторона Донская» | В.Закруткин в очерке предлагает «воздвигнуть самый высокий, самый красивый памятник старому пахарю и его запряженному в соху работяге-коню». Создайте проект этого памятника. |
Подготовка к ЕГЭ | ||||
Произведения В.Закруткина-идеальный материал для подготовки к экзаменационному сочинению. | Исследование по творчеству В. Закруткина
Как влияет война на душевное состояние человека
| Анализ творчества поэта/писателяЧто вызывает в нас ненависть? Можно ли отказаться от этого чувства, подавить желание мести? Над этими вопросами заставляет задуматься нас, читателей, текст Виталия Александровича Закруткина. |