Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

 

 

Изучаем творчество Виталия Александровича Закруткина

 

Произведения для чтения

Краткое содержание.

Читать онлайн

Анализируем произведениеГерои произведения на экране, аудиокниги

Творческое

задание

5-6 класс

Рассказ«Подсолнух»

Старый чабан обнаруживает в телогрейке погибшего сына семечко подсолнуха. Он кладет его в землю, на которой никогда ничего не росло. Пожилой чабан Фока не верил, что на выжженой солнцем земле может вырасти подсолнух. А молодой чабан Донька уверен был, что вот-вот появиться росток, и вместе с поварихой Улей бережно охраняли и поливали лунку. Подсолнух вырос. Вся округа ходила любоваться на цветок, даже неверующий Фока трогал растение и бормотал о свершившемся чуде. Однажды в степи появился молодой парень, сорвал несозревший подсолнух и ушел своей дорогой.

Читать полностью

Вы прочли рассказ В.Закруткина «Подсолнух».

– Какой эпизод запомнился больше всего из рассказа, почему?
– Какие слова остались непонятными? Обратитесь к  Большому толковому словарю словарю донского казачества.

– С чего начинается рассказ?
– Какое настроение рождает пейзаж степи? Какие краски преобладают в описании?
– Пейзаж задает тон всему рассказу, предсказывает, что будет и «темное», и «светлое».
– Чем пейзаж В.Закруткина отличается от пейзажей других писателей? Какая природа здесь показана?

– С какой целью используется автором пейзаж?
– Что особенного в изображении степи?
– Как вы думаете, почему автор именно так показывает пейзаж?

– Чем является пейзаж в композиционном отношении (плане)?
– На фоне контрастного пейзажа (небо – степь) мы знакомимся с главным героем. Он находится между двумя началами Небо и Земля, подчеркивается одиночество Отца.
– Кто он?
– Что вы знаете о нем из текста?

– Как вы думаете, почему главного героя все звали Отцом?

– Что мы знаем о сыне?
– Как история сына отразилась на Отце? (

– Подумайте, почему воспоминанию о сыне в тексте предшествует образ лебедя?
– Что символизирует лебедь? Что скрывается за образом лебедя, какие ценности? (

– Как вы считаете, обладает ли Отец этими качествами? Поясните свою мысль.
– Почему Отец решил вырастить подсолнух?

– Как в тексте показано обращение Отца с семечком? Зачитайте.

– Расскажите, как Отец ждал прорастания семечки?
– Вспомните, как воспринял Отец весть о взошедшем подсолнухе?

– Как вы понимаете слова Отца : «Ну что ж, значит, живой

Как рос подсолнух?
– Найдите описание подсолнуха. Какие приемы использует автор? Какое ощущение при этом возникает у читателя

– А что произошло, когда подсолнух заболел? Дайте оценку этим событиям

– Почему пастухи обращаются за помощью сначала к зоотехнику, а затем к агроному?
– Какая сцена в рассказе наиболее ярко показывает заботливое отношение Отца к подсолнуху?
– В чем проявилось участие Фоки?
– Как вы думаете, случайно ли дан образ дяди Фоки в тексте?

– Давайте в таком же ключе посмотрим на образ Доньки, сопоставим его с героем библийского сюжета «Притчи о блудном сыне». Чтение и анализ эпизода:

– Зачитаем абзац , где показаны мысли Доньки, когда он бежит за зоотехником.
– Как вы можете проанализировать эту фразу : «Чудо явиться всем»

– Какой момент в рассказе «Подсолнух» является кульминацией? Докажите свое мнение.
– Как вы оцениваете поступок Отца? Почему он поступил именно так?
– Какое отношение к человеку скрыто в это фразе: «Да разве ж мы не для людей его растили»? Поясните.
– Чем являются слова Отца в композиции текста?
– Зачем автор обращает наше внимание на то, что Отец «медленно провел ладонью по шершавому заполненному семечками гнезду»? О чем говорит этот жест.

 В литературе 20 века появляется образ праведника, в произведениях Солженицына, еще ранее в творчестве Лескова.
-Кто такой праведник? Посмотрим в словарь Ожегова.

– Можем ли мы назвать Отца праведником? Объясните свою точку зрения.

-Виталий Закруткин в книге «В родном краю» пишет так:
«Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив тем, что живу здесь, что в труде земляков-земледельцев есть малая частица моего труда, что уже поднялись высаженные мною тополя, вишни и яблони, что они незаметно входят в разлив донских садов и останутся людям
– Чем слова самого автора схожи со словами Отца? Сопоставьте их.
– Как эта фраза помогает понять основную мысль рассказа? 

– Можем ли мы определить авторскую позицию смысла жизни ? В чем она заключается?

– Чем заканчивается рассказ?
-Определите идею рассказа

Смотреть

-Сделайте иллюстрацию к произведению.

-Составьте викторину для своих одноклассников по произведению
7-8 класс

«Кавказские  записки»

 

"С августа 1942 по февраль 1943 года, когда по всему тысячекилометровому Кавказскому фронту шла битва с гитлеровской армией, мне, как военному корреспонденту довелось побывать на всех основных участках этого гигантского фронта - от Цемесской бухты до калмыцкой степи. Везде, куда бы меня ни приводили в те дни дороги войны, я писал эти записки. Это не военно-исторический труд и не специальное исследование Кавказской битвы. Это - рассказ о том, что я увидел и узнал". От автора. 
Автор, участник Великой Отечественной войны, ныне известный писатель, с присущим ему мастерством и талантом показывает своих героев в сложной, огневой обстановке, где выверяются характеры и мужают люди. Книга рассчитана на самые широкие круги читателей.

Читать полностью

-Какую задачу ставил перед собой автор в «Кавказских записках»?

-К какому жанру можно отнести произведение?

-Какой материал использовал автор, работая над «Кавказскими   записками»?

-Расскажите о военных событиях, связанных с началом повествования.

-Кто является героем произведения?

-Какие индивидуальные черты подмечает автор в своих героях?

-Какое общее чувство объединяет защитников Кавказа?

-В чем вы видите мастерство писателя, создающего яркие самобытные характеры защитников Кавказа?

-Какую роль играют пейзажные зарисовки?

-Как перекликается творчество М.Ю. Лермонтова и В. Закруткина при изображении Кавказских гор?

-Проанализируйте, какие изобразительно-выразительные средства использует автор при описании гор, Терека, бурунов, леса, дождя в горах?

-Какое впечатление произвело на вас произведение?

Посмотрите документальный фильм «Битва за Ростов–на -Дону» и соотнесите с первой главой «Горькая дорога». Обратите внимание на документализм  «Кавказских записок»

Докажите, что важным принципом изображения природы в «Кавказских записках»становится психологический параллелизм, когда природа и человек выступают как самостоятельные, но равновеликие силы. В каких произведениях русской литературы используется этот принцип?

Напишите сочинение «Художественное своеобразие «Кавказских записок» В. Закруткина.
9-11 класс
"Матерь человеческая"

«Я не могу не рассказать об этой женщине»

Читаем книгу о войне

-Кто является главным героем повести? или

-Кто является главным героем истории, рассказанной повествователем?

- Что вы можете рассказать об этой женщине?

- Известно ли точное место жительства?

-С какой целью автор избегает привязанности к географическим данным?

- Известны ли вам из истории подобные факты уничтожения сел?

- Как вы считаете, в чем основное предназначение женщины?

- Кем для каждого из вас является мать?

- Можем ли мы соотнести эти слова с образом Марии? Поясните свое мнение.

- Мария становится отпевальщицей и погребальщицей. Она закапывает тела и немецких, и русских солдат. Над "близкими" из них произносит последнее слово или что-то напоминающее народный плач по покойнику. Найдите  их в тексте.

- Когда материнское чувство Марии становится всеобъемлющим?

- Скажите, Мария - это единственный образ матери в повести?

- О чем это говорит?

- В чем трагичность судеб этих женщин?

- Что волнует Марию, когда она думает о матери Славика?

- Что спасает немца Брахта от мести убитой горем Марии?

- Когда еще в тексте звучит слово "мама"?

- Почему Мария просит у Бога себе смерти?

- Что ее спасает?

- А верит ли Мария в Бога?Подтвердите текстом.

-ВО ЧТО ЖЕ ВЕРИТЬ?

Вывод.  Закруткин "отвечает" всей повестью: В ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ!

Автор задает, обращенный, казалось бы, к Богоматери, вопрос:

"За что, женщина, люди поклоняются тебе?" Но требует ли он ответа на него?

- Как мы назовем такой вопрос?

- Скажите, после всех своих размышлений, в конце повести автор возвращается к заданному вопросу? Почему?

- Что общего в судьбах Марии и Богоматери?

Художественный фильм

 

СпектакльРостовского академического  театра драмы им.М.Горького, посвященный 110 годовщине со дня рождения В.Закруткина.

 

- Вспомните известных вам героев книг, кинофильмов, спектаклей, которые подобно Марии, оказывались под воздействием «жажды мщения». Что их всех сближает? Чем они отличаются?
Сочинение по одной из предложенных тем:

• «Гимн материнству»;

• «Есть женщины в русских селеньях…»;

• «Восславим женщину – мать».

 

Написать сочинение-миниатюру «Проект памятника Матери».

 

 

Читать полностью статью

-Какую проблему поднимает автор  в очерке?

-Дайте определение жанру «слово».

-Почему именно этот жанр выбирает писатель для разговора о человеке и природе?

-Как  объяснить лексический повтор в  названии очерка?

-Проанализируйте лексику очерка, сделайте вывод о публицистическом даре писателя.

-Оцените убедительность приводимых примеров, эмоциональность размышлений о судьбе донских лесов.

-В чем писатель видит причины жестокости людей?

 

 

 

 

Советуем прочитать В.Закруткин «Мать сыра земля», «О неувядаемом», «Сторона Донская»В.Закруткин в очерке предлагает «воздвигнуть самый высокий, самый красивый памятник старому пахарю и его запряженному в соху работяге-коню». Создайте проект этого памятника.
Подготовка к ЕГЭ
 
Произведения В.Закруткина-идеальный материал для подготовки к экзаменационному сочинению.

Исследование по творчеству В. Закруткина

 

 

Как влияет война на душевное состояние человека

 

 

 

Милосердие и война

 

 

 

 

 

 

Анализ творчества поэта/писателя

Что вызывает в нас ненависть? Можно ли отказаться от этого чувства, подавить желание мести? Над этими вопросами заставляет задуматься нас, читателей, текст Виталия Александровича Закруткина.
Марию, героиню романа, охватили «ненависть и горячая, слепая злоба», когда она встретила живого немца, солдата вражеской армии, принёсшей ей «смерти мужа и сына», «мученические дни и ночи». Но даже в такое тяжёлое и страшное время как военное, в героине остаются человеческие чувства, способность сострадать и понять. «Святое слово “мама”» пронзило сердце Марии, и она опомнилась, смогла не уподобиться тем, кто принёс страдания ей- героиня отказывается от мести, в ней уже нет той ненависти, она «отстаивает уходящую жизнь» раненого.
Автор текста призывает читателя брать пример с поступка Марии- не поддаваться «слепой злобе» и не терять способности сострадать, уметь быть милосердными и к врагу своему.
Безусловно, к призыву автора стоит прислушаться. Ведь люди должны иметь не только человеческий облик, но и человеческие чувства, быть гуманными и не попадать в плен к ненависти и злобе. Как говорил французский философ Жан- Поль Сартр: «Достаточно, чтобы один человек ненавидел другого,- и ненависть, переходя от соседа к соседу, заражает всё человечество», а Хамиль Джубран считал, что «ненависть – нечто мёртвое».
Подобно Марии забыл об этом «мёртвом» чувстве Сашка- герой рассказа «Сашка» Кондратьева Николая Дмитриевича. Впервые встретившись с врагом, юноша даёт понять немцу, что «русские над пленными не издеваются». У Сашки темнеет в глазах, когда тот получает приказ расстрелять «языка». Он не представляет, что может убить кого-то, даже если этот кто-то – враг, солдат неприятельской армии.
Итак, Виталий Александрович Закруткин призывает читателей подавить желание мести, не проявлять ненависть и быть милосердными.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru