Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

  

Послевоенная литературная деятельность

 

          В 1947 году Виталий Закруткин публикует принёсшие ему широкую популярность в СССР и за рубежом талантливые «Кавказские записки». Как известно, они сразу же стали в один ряд с такими замечательными книгами о разгроме фашизма, как «От Путивля до Карпат» Ковпака, «Подпольный обком действует» Фёдорова и др.


         Виталий Александрович Закруткин – вдумчивый художник – историк – своими «Кавказскими записками» внёс крупный вклад в литературу о великой отечественной войне. «Кавказские записки» - это художественно яркая хроника – летопись, запечатлевшая гигантскую битву за Кавказ в 1942-1943гг. Книга эта потрясает читателей своей глубокой правдивостью.
Всё виденное, пережитое и выстраданное нашим народом – воином, народом – победителем глубоко осмысленно писателем, переплавлено и воплощено в художественном и публицистическом слове на века!
        Бои за Ростов, сражение на Лысой горе и за Волчьи ворота, переход через Лонгауз – Орун Баши перевал, битвы за Эльхотовы ворота и в Терской степи изображены Виталием Закруткиным как поистине монументальные фрески.
«Кавказские записки» открывают скульптурно зримые, бессмертные образы и деяния комдива Бориса Аршинцева и его героев, удержавших Волчьи ворота. И подвиг гвардии младшего сержанта, Героя Советского Союза Дмитрия Остапенко, уничтожившего в одном бою из бронебойного ружья тринадцать фашистских танков, обаяние и мудрость легендарного казачьего комкора генерала А.Г. Селиванова, нанесшего сокрушительный удар по врагу в сыпучих кизлярских песках, и величие героизма многих других – имя им – легион!
      Время листает страницы истории. Все дальше уходят годы Великой Отечественной войны. Но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих героических лет. О войне написано уже столько, что, если все читать подряд, не хватит человеческой жизни. Но время ведет свой счет и отбирает достойное. Из таких произведений и составляется одна общая книга о минувшей войне. Виталием Александровичем Закруткиным написаны в ней сильные, честные, талантливые страницы.
Вернувшись после победы в Ростов, майор Закруткин стал читать в университете специальный курс по творчеству Л.Н.Толстого. К тому времени у него уже было более десятка аспирантов. До этого В.А.Закруткин был заочно принят в Союз писателей СССР. Заочно, потому что в те дни он принимал участие в ликвидации гитлеровских войск при освобождении Праги.
      После войны Виталий Александрович полтора года прожил в разрушенном гитлеровцами Ростове, скитался по чужим углам, спал на полу, укрывшись шинелью, ел в харчевнях, что ютились на задворках разбитых домов. Страдал в городе, потому что все время тянуло в деревню, хотелось вернуться в детство, отрочество…Все чаще вспоминал, как они жили семьей в деревне. Как в немом кино, всплывал герой Гражданской войны Григорий Котовский, который, увидев нищенское житье - бытье Закруткиных распорядился выделить двух отстраненных от строевой службы лошадей Боя и Жана. Потом появились в хозяйстве корова, свиньи, куры. Купили кобылицу, которая стала рожать жеребят. Здесь Виталий, или Талька, как его звала мама, научился пахать, очищать в решете семенное зерно, боронить, сеять, вязать снопы, молотить, лечить животных, ухаживать за лошадьми, доить коров, чинить упряжь… Потому и тянуло бывшего воина и филолога поближе к земле, к лесу, к воде, к людям, растящим хлеб и поющим чудные песни времен Разина и Ермака.
1947 год. Виталий Закруткин навсегда оставляет Ростов, чтобы поселиться в деревне, на земле, в гуще народа.
Душной июльской ночью старый колесный пароходик пришвартовался к деревянному домику – пристани станицы Кочетовской и высадил двух пассажиров: девушку с дорогим сундучком и высокого сухощавого мужчину с полевой сумкой.
Мужчина объяснил своей спутнице, что он литератор из Ростова. Решил проехать по Дону, поглядеть места, где можно осесть. А станицу Кочетовскую ему очень хвалили друзья. Вот и решил он поутру поразглядеть станицу. Так и состоялось первое знакомство В. Закруткина со станицей Кочетовской, девушкой Катей, семьей Федора Константиновича Черноусова рабочего шлюза, приютившей писателя на ночь.
       Потом было знакомство со станицей, ее жителями, тогдашним председателем колхоза Чувилихиным Сергеем Ивановичем.
- Останусь здесь,-решил писатель.- Что еще искать лучше? Узнаю эту землю, людей…
Что-то символическое было в том, что В. Закруткин, бывший учитель, зав. кафедрой пединститута, сын бывшего инспектора народных училищ, внук бывшего народного учителя, поселился в бывшей приходской школе станицы Кочетовской.
Здесь он при свете керосиновой лампы писал первые очерки о кочетовцах, повесть о суровой правде войны и послевоенной жизни, повесть о людях земли, о поисках счастья.
Это уже потом появилась на берегу Тихого Дона усадьба писателя В. Закруткина.
       Станица Кочетовская стала ему пристанищем. Переезд был для писателя не началом новой жизни, а всего лишь возвращением к юности, возвращением к истокам, к людям, с которыми он был близок и раньше. Все в станице стало для него родным.
Двор-пустырь, где поселился писатель, превратился в цветущий сад и виноградник. «Моя мечта сбылась, – радовался Виталий Александрович. – Выросший на земле, я через много лет снова вернулся к полям, к лугам, к лесам, могу распределять рабочие часы по своему усмотрению – вставать на рассвете, бродить по берегу реки, садиться за письменный стол, отдыхать на охоте и рыбной ловле…»
       На «огонёк» к своему писателю потянулся народ: хлеборобы, виноградари, рыбаки. Любой человек мог в любое время прийти к нему со своими горестями, твёрдо зная, что Виталий Александрович согреет приветным словом, даст отдохнуть уставшему, внимательно выслушает и всегда поможет. Он умел как-то очень хорошо слушать людей и быстро расположить их к откровенности.
Виталий Александрович искренне любил людей, но он еще и обладал великим даром «влюблять людей в себя», как сказал однажды поэт и драматург, тогдашний главный редактор журнала «Огонек» Анатолий Софронов.
Однажды он привез в гости в станицу Кочетовскую своих друзей из Москвы. Москвичи на редкость робко и суетно рассаживались в беседке, куда хозяин и местных друзей пригласил, но уже через полчаса трудно было отличить, кто тут приезжий москвич, а кто сосед – завсегдатай дома.
Гостеприимство Виталия Александровича не знало границ – его душа нараспашку ни в кои века не делила гостей на «столичных» и «хуторских». Если писатель открывал вам калитку подворья, то вы становились «объектом самого пристального внимания» до самой прощальной секунды. Для иногородних собратьев по литературному труду Виталий Александрович даже построил несколько летних домиков в своем саду, где подолгу «квартировали» гости. И никто не был обделен вниманием ни в прочтении привезенных рукописей, ни за разносольным столом с домашними угощениями. Но Виталий Александрович никогда не превращал даже самое праздничное застолье в выпивку. Да, вино было на столе, но главным объектом любования и радости для писателя были люди! Вот и в тот вечер бокалы с прекрасным домашним вином оказались без особого внимания. Софронов уговорил Виталия Александровича «почитать Пушкина».
Были, правда, и такие ситуации:  как-то один из поэтов попросил Закруткина «подсобить пробиться на Парнас». Виталий Александрович помял сигаретку, аккуратно вставил ее в коричневый мундштук, чиркнул спичкой, смачно затянулся, выпустил тонкой струйкой дымок и выдал краткую притчу:
– Видите, коллега, вон тот высокий забор? Так вот: на тот забор я вас могу подсадить. Ну а в сад вы уж сами прыгайте. А в саду том, литературном, как вы знаете, не только лавры благоухают. Там ведь и крапива жгучая может оказаться! Или, к примеру, розы с шипами…
Проситель попытался «попасть в струю» и выпалил:
– А я сапоги кирзовые надену!
– В кирзовых сапогах по саду поэзии ходить грешно! – обрезал разговор писатель и стал настойчиво звать всех в сад полакомиться новым сортом винограда из-под родной Феодосии.
Дом писателя словно университет. Для одних – дом ученого-краеведа с его огромной коллекцией образцов флоры и фауны среднего и нижнего Дона, для других - дом историка, где собраны уникальные документы и экспонаты, редкие книги; для третьих - это опытное хозяйство агронома- экспериментатора...
Многие отмечали невероятную работоспособность и творческую плодовитость писателя В. Закруткина. Всё это, бесспорно, так, но  годы войны и время скитаний по земле-матушке выработали в его характере особое отношение к труду и отдыху. Сколько раз окружающим его людям доводилось видеть, как, уставший и обессилевший от дневных хлопот, он, полулежа, засыпал на диване и даже на сиденье машины. Но! Проходило двадцать минут, полчаса максимум – и он уже сладко потягивался, весело и бодро мог продолжить прерванный разговор.
Общение с окружающими людьми вдохновило писателя на создание замечательного романа «Плавучая станица». Тема умелого хозяйствования на земле получила развитие в этом романе. Непосредственное вторжение литературного произведения в конкретную сферу народного хозяйства стала приметой времени. В 1951 году роман был удостоен Государственной премии СССР.
Долгое время Виталий Александрович Закруткин был депутатом местного и областного советов.
Часто Виталий Александрович, выезжая в Москву по депутатским делам, решал проблемы земляков, буквально выбивал средства на строительство, сам находил подрядчиков для осуществления этого строительства. В жизни совхоза "Кочетовский" он принимал самое активное участие, выступал на планерках, сессиях, конференциях  и решал наболевшие вопросы. Его интересовало все: виноградарство, механизация как на фермах, так и в садах, на виноградниках, севооборот, жизнь рыбаков. Своим советом, своим умением он решал кадровую политику в станице: направлял на учебу агрономов, инженеров, учителей и разных других специалистов.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Многое в Кочетовской создавалось при его участии: и электричество, и телефон, и строительство новых комфортабельных домов городского типа, школа, Дворец культуры. Это по его предложению вместо захудалого зернового колхоза в станице Кочетовской создан виноградарский совхоз с большими потенциальными возможностями. Благодаря Виталию Александровичу за государственный счет были нивелированы и приведены в надлежащее состояние бросовые земли и высажены сотни гектаров промышленных виноградников.
Одним из первых Виталий Закруткин поднимает голос в защиту природы - «Лик природы», «Слово о бессловесном», ряд статей и очерков о лесе, о сохранении природных богатств.
    

 

 

 

 

 

 

 

 

Несколько раз в Кочетовскую приезжал Михаил Шолохов, с которым Виталий Закруткин был связан долголетней дружбой и которому, больше чем кому бы то ни было, он был обязан решительным поворотом творческого внимания к народной теме, к простым труженикам, потом своим добывающим для всех людей земные блага. Это у него, у Шолохова, научился Закруткин умению чутко прислушиваться к шорохам трав, различать едва уловимые запахи цветов, любоваться саженным размахом радужных орлиных крыл, глубоко понимать и чувствовать пленительную и животворящую силу земли, питающей своими соками несметное количество живых существ. А главное, конечно, пристальному вниманию к самому удивительному из всех живых существ – к человеку.
В 1953 году Закруткин приступил к непосредственному воплощению замысла романа - эпопеи «Сотворение мира». Это произведение охватывает целую историческую эпоху борьбы за преображение нашей страны. В 1955-1956 г.г. писатель создает первую книгу, вторая книга увидела свет в 1967 году, и с конца 1960-х автор работал над третьей книгой, опубликованной в 1978 году. В 1982 году Закруткин В.А стал лауреатом Государственной премии СССР за роман «Сотворение мира».
Крупной творческой удачей В.Закруткина является его маленький шедевр – рассказ «Подсолнух», впервые опубликованный в газете «Правда» в 1958 году. Критики совершенно справедливо соотносят «Подсолнух» с рассказами «Старик и море» Э. Хемингуэя и «Судьба человека» М.Шолохова, столь могуч и самобытен оказался стиль Виталия Закруткина, оригинальны идеи и образ главного героя,старого чабана Отца, потерявшего в годы Великой Отечественной войны сына. В «Подсолнухе» в центре внимания судьба человека, который в кармане старой фуфайки, принадлежащей его сыну, находит зёрнышко подсолнуха. Отец сажает это зёрнышко перед стойбищем на чёрных землях, где никогда и ничто не прорастало. А зёрнышко взошло…Окруженный заботой, вниманием, суровой волей старого Отца, маленький росточек наперекор стихии, ветрам и зною, градам и непогоде с каждым днём всё более крепнет и вырастает в прекраснейший подсолнух, излучающий удивительный свет добра, радости и надежды, озаряя жизнь старого Отца и его друзей – чабанов. Подсолнух крепкий, цветущий, он стал символом бессмертия погибшего сына и победы человека над стихией.

        В рассказе «Подсолнух» В. Закруткин утверждает новую правду, вдохновляющую правду - «Труд и любовь Человека не могут быть потеряны в жизненной трагедии»; «Люди могут победить всё!».
       В 1970 году В.А. Закруткин создаёт гениальную повесть о трагической судьбе русской женщины «Матерь человеческая».
Повесть получила единодушно высокую оценку критиков и читателей и была удостоена Государственной премии РСФСР имени А.М. Горького. В 1975 году она была экранизирована. В главной роли Матери блестяще выступила Тамара Сёмина.
Виталий Закруткин в повести «Матерь человеческая» пропел величественную песнь о простой советской женщине, случайно уцелевшей в сожжённом фашистами хуторе, когда погибли её муж, её сын, все её хуторяне – колхозники…
А сколько таких деревень и хуторов было на нашей земле!
Эту песнь женщине – матери писатель поёт скорбно, глубоко лирично, трагедийно, но победно! Нам кажется, что автор с полной отдачей сил своего сердца и таланта выполнил знаменитый призыв А.М.Горького: «Прославим в мире женщину – Мать, единственную силу, перед которой склоняется смерть!»
Его Мария – это незабываемый, талантливо обобщённый образ. Образ женщины – Матери, женщины – Труженицы, Женщины – Воительницы и Победительницы.
         Священным местом для себя Виталий Александрович считал Пушкинский Дом (Институт русской литературы Академии наук СССР), где он присутствовал на многих заседаниях, слушал выступления видных ученых. Здесь он видел и слушал Алексея Толстого, Вячеслава Шишкова, Ольгу Форш, Алексея Чапыгина, Николая Тихонова, Юрия Тынянова, Всеволода Рождественского, Анну Ахматову, Николая Брауна, Бориса Лихарева…
До конца своих дней Виталий Александрович работал над повестью «На Золотых Песках», которая так и осталась незавершенной. Прожив всю свою писательскую жизнь в станице Кочетовской, Закруткин стал неотъемлемой частью этой земли. Он не раз писал о ней («Кочетовцы», «В родном краю», «В донской степи» и др.)..
Была и чёрная страница в жизни Виталия Александровича, но он ее мужественно перевернул и поставил точку. В 1977 году он пишет «Страницы о себе. От земли к земле» – довольно подробная биография, факты жизни пропущены через душу и сердце. В книге очерк занимает более 40 страниц. И ни одной строки о тех тяжких и мрачных днях, проведенных на допросах и за тюремной решеткой.

         Блистательная эрудиция, умение владеть словом. И главное – оригинальность мышления привлекли к молодому учёному студентов даже из других вузов. На лекции В. Закруткина молодёжь ломилась. Он знал наизусть много стихов, причём таких поэтов, которых в то время было читать, да ещё массовой аудитории, далеко не безопасно, к примеру, стихи Николая Гумилёва.

Кандидат наук, выходец из интеллигентной семьи, писатель всегда носил военную гимнастерку и сапоги. Часто молодежь спрашивала: «Почему Вы носите военную форму?», Виталий Александрович отвечал: «Пока на земле льется кровь, идут войны, я остаюсь воином, и до конца буду бороться оружием писателя - пером за мир на земле».

 А добавьте сюда ещё обаяние человека, в котором так убедительно выявляли себя истинная интеллигентность, даже аристократизм.
Но то, что одних влекло к В. Закруткину своей очевидной незаурядностью, других настораживало, повергало в состояние той подозрительности, когда мерещился враг. И по жуткой логике нравов той страшной поры Закруткин оказался за решёткой ростовской тюрьмы. В знаменитой Боготяновке, его обвинили, ни много ни мало, в том, что он замешан в заговоре, ставившем своей целью покушение на И.В.Сталина. Нетрудно себе представить, что творилось с Виталием Александровичем, если иметь в виду его непокорный нрав. Кстати, это его и спасло: если бы он сломался и подписал в кровавом тумане то, что ему подсовывали, это был бы приговор самому себе и тем, кого он мог бы оговорить. Не оговорил ни себя, ни других.
Вот такие знаки имеются в той печати, которая наложила судьба на Виталия Александровича Закруткина. И что характерно: Закруткин никогда не ставил себе в заслугу, что он такой «пострадавший и униженный». Хотя в партию он так и не вступил – ни в годы войны, ни в мирное время, он всю жизнь оставался беспартийным большевиком. Да таким, что и среди членов партии днем с огнем трудно сыскать. Таков уж характер у него был… Да он и в последние годы даже о своих физических болячках больше терпеливо молчал, чем говорил, чтобы ненароком не огорчить родных, близких, друзей-товарищей. Он до последних дней радовался жизни: «Я рад и счастлив тем, что после всего доброго и злого, что мне довелось видеть в мире, после долгих раздумий и размышлений, после печальных ошибок и мучительных поисков истины и определения цели жизни, моей жизни, данной только мне и никому другому, я нашел и познал свет звезды. Звезды, которая вела и продолжает вести меня: стремление к благу и счастью, к любви и дружбе всех людей на земле…»
Через несколько лет после обнародования этих строк не станет В.А. Закруткина, но свет звезды, который познал талантливый русский писатель, воин и гражданин России, до сих пор стоит над его родиной и, как сердце горьковского Данко, освещает путь новым поколениям, призывая «к любви и дружбе всех людей на земле». Да, многие большие и малые светила давно погасли, но живительный свет от них пробивается через толщу времени к людям.
                                                                                                  Мемориальный Дом-музей Виталия Александровича Закруткина                                                                                                      открыт в      станице Кочетовской по его завещанию. В его залах, где                                                                                                      прежде жил писатель,                                                                                                                                                                            хранятся целые сокровища - его книги, личные вещи, та самая                                                                                                           легендарная кожаная                                                                                                                                                                                   книга-блокнот с фронтовыми заметками, которая и сегодня будто                                                                                                         пахнет порохом...

 

 

 

Здесь покоится могила писателя и его жены Натальи Васильевны. Сюда приходят тысячи людей, чтобы посетить музей, почтить память выдающегося писателя, Человека с большой буквы.
За свой ратный и писательский подвиг Виталий Александрович Закруткин был награждён пятью орденами и одиннадцатью медалями. За командование батальоном при штурме Александерплаца в Берлине он получил орден Боевого Красного Знамени.
Три ордена Трудового Красного Знамени, полученные писателем В.Закруткиным после войны за литературно – общественную деятельность, - убедительное доказательство того, что он с честью и достоинством выполнил  наказ маршала.

 

 

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru